Home Природа региона Реки Есть ли угроза для ДнепроГЭС?

Есть ли угроза для ДнепроГЭС?

Email Печать

Этот вопрос обсуждают днепропетровские ученые: Специалисты горного университета обнаружили доказательства возможного разлома породы под плотиной.

Есть ли угроза для ДнепроГЭС?

Загадка порогов

- В 2008 году к специалистам нашей кафедры и кафедры геофизики обратился общинный фонд «Днепровские пороги» с просьбой исследовать места затопления порогов вблизи тела плотины ДнепроГЭС, - расскал «Горожанину» завкафедрой минералогии и петрографии Национального горного университета Валерий Ишков. - С точки зрения геологии этими порогами пока никто не интересовался.

Порогов всего девять: Кодакский, Сурский, Лоханский, Звонецкий, Ненасытец, Вовнигский, Будильский, Лишний и Вольный. На каждом из них была выявлена система разновозрастных трещин. Ишков продемонстрировал увеличенные фото порогов: на каждом из них видны разбегающиеся паутинками трещины, словно залитые каким-то раствором.

- Вот трещина, залеченная кварцевой жилой, - говорит Ишков. - Все они разного возраста, сформировались в разное время и разными минералами.

Любой разлом – зона энергопереноса масс из недр земли. По данным ученых, восходящее движение блока с земной коры составило почти 6 километров.

- Гранит лопался как пластилин! Можете представить себе, какой была движущая сила, поднимающаяся с глубины, - говорит ученый. - А когда что-то ломается или рвется, неизбежно возникает электромагнитное поле. Кроме того, граница каждого порога заканчивалась овражно-балочной линейной системой. Исходя из данных исследований, стало понятно, что на порогах и по сей день происходят неотектонические движения.

Все 9 порогов сформированы однотипными в генетическом, вещественном и возрастном отношении горными породами - гранитоидами днепропетровского комплекса.

- Для нас и по сей день это большая загадка, - говорит Ишков. - На территории нашего города и Запорожья есть 5 комплексов магматических пород. Как могло произойти, что все 9 порогов были сформированы лишь одним из них? Даже по теории вероятности это невозможно.

Образованы пороги одним из самых древних комплексов, который сформировался 3,4 миллиарда лет назад. Для сравнения: возраст планеты – 4,57 миллиарда лет, глобальное Вендское оледенение произошло 600 миллионов лет назад, а горная цепь Альп сформировалась 23 миллиона лет назад. Загадка, не иначе.

- Это в очередной раз подтверждает, как мало мы знаем о нашей планете. К сожалению, намного меньше, чем, скажем, о космосе, - говорит Валерий Ишков. – Помнится мне приезд в наш город знаменитого профессора Шацкого. В парке Шевченко, подойдя к стоящим там каменным глыбам, он снял головной убор и сказал: «Я снимаю шляпу перед возрастом этих пород…»

Без внимания

Изучая пороги вокруг плотины ДнепроГЭС, днепропетровские ученые заметили ряд настораживающих особенностей.

- Мы увидели, что один из берегов острова Хортица имеет строгие линейные очертания. Эта линия переходит в район островов Три Столба, дальше – плотина, а за ней – остров Ленина. Все они расположены на одной четкой линии, - рассказывает Валерий Ишков. – А линейные границы – один из самых главных индикаторов проявления разрывных нарушений и разломов.

Взяв снимок местности со спутника и применив обычную линейку, ученые увидели: не ошиблись. Линия, проходящая через «ДнепроГЭС» была абсолютно прямой.

- Ту же процедуру мы проделали со снимком островов Три Столба, использовав геологическое дешифрирование аэро- и космоснимков, - продолжает Ишков, – и увидели две системы направления простирания трещин, параллельных все той же линии! Это - второй структурный принцип разрывного нарушения.

Ученые предположили, что выявленная линейная ориентировка основной системы трещин скал позволяет предположить общую тектоническую природу их образования и связь со структурой глубинного разлома, проходящего через основание плотины ДнепроГЭС.

- У нас есть основание предполагать, что в районе плотины может находиться глубинный разлом, - говорит Ишков, - да, это всего лишь предположение. Но обоснованное.

Чтобы прояснить ситуацию, необходимы специальные исследования плотины на предмет обнаружения разлома. И если он имеется, нужно провести ряд работ по предотвращению развития трещин. Придя к такому выводу, ученые обратились к властям Запорожья.

- Мы предложили им своих специалистов и свое специальное геологическое оборудование, полученное университетом в подарок от одной из канадских фирм. Его стоимость – 120 тысяч долларов. Наше исследование стоило меньше, - говорит Ишков. - Мы организовывали «круглый стол» с запорожскими властями, показали им наши наработки. Но, как видите, до сих пор они молчат. Да, панику сеять не нужно. Но подобные исследования никто не проводил, а они нужны, чтобы последствия не оказались «удивительным и неожиданным» событием.

Игорь Шпирка, глава правления фонда «Днепровские пороги», от комментария, по сути, отказался.

- Нет смысла что-то комментировать, пока не произведены все необходимые исследования. Но проблема существует, и она требует решения, - говорит он. - Мы разослали письма мэрам всех городов, стоящих на реке Днепр. Написали и в Администрацию Президента с просьбой обратить внимание на эту проблему… Пока тихо.

Хочется лишь напомнить: если хоть одна из плотин каскада днепровских ГЭС рухнет, то следом рухнут и остальные, стоящие ниже по течению. А гигантская волна неизбежно накроет АЭС, стоящую на берегу Днепра напротив нашего Никополя.

Ольга Юдина